История создания ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-13 «Чайка» — советский репрезентативный (представительский) легковой автомобиль большого класса, выпускавшийся малой серией на Горьковском автомобильном заводе c 1959 по 1981 год.

Всего было изготовлено примерно 3 179 автомобилей этой модели.

Десятилетие с 1950 по 1960 год было в мировом автомобильном дизайне периодом непрерывных проб, экспериментов и поисков новых стилистических решений, форм, материалов и технологий. Поэтому автомобили, серийное производство которых началось в эти годы, внешне устаревали очень быстро.

Именно это произошло с советским автомобилем большого класса ГАЗ-М-12 ЗиМ (1949—1960), создатели которого в том, что касалось дизайна, ориентировались на особенно склонные к быстрым переменам тенденции американского «стайлинга». Уже после нескольких лет серийного выпуска, к середине десятилетия, строгий и консервативный ЗиМ выглядел далеко не лучшим образом на фоне своих зарубежных одноклассников, а после того как в 1955 модельном году в результате смены поколений на конвейерах всех ведущих производителей автомобилей в США американский дизайн резко, скачкообразно ушёл вперёд — стал смотреться откровенно архаично. Быстро устаревали и заложенные в него в своё время технические решения.

Поэтому в те годы на фоне идущего полным ходом процесса обновления модельных рядов на самом ГАЗе и на остальных советских «легковых» автозаводах — «Москвиче», ЗиЛе — встал вопрос о замене ЗиМа иным, более современным внешне и технически совершенным автомобилем.

Проект модернизации ЗиМа, известный как ГАЗ-12В «Чайка».

Началось всё с работ по модернизации ЗиМа.

В 1955 году на ГАЗ-е был создан опытный образец на его базе — ГАЗ-12В (также он известен под обозначением ЗИМ-12В).

Он уже носил название «Чайка» и имел на решётке радиатора декоративную деталь в виде характерного профиля крыла этой птицы. Известно как минимум два различающихся деталями экземпляра этого автомобиля.

Внешние изменения были в основном косметического характера — более изящные ободки фар, окрашенные снаружи под цвет кузова, более обобщённая клетчатая решётка радиатора, цельное лобовое стекло, иные колпаки и молдинги на боковине, изменённое оформление задка и так далее. Вместе с этим, по данным из прессы тех лет, планировалось увеличить мощность двигателя, улучшить тормозные свойства автомобиля и внедрить автоматическую трансмиссию от «Волги».

Однако время шло, и вскоре стало ясно, что стиль автомобиля устарел безнадёжно, внешняя модернизация существенно осовременить его уже не сможет.

Поэтому работу над новым автомобилем начали «с чистого листа».

Над созданием «Чайки» работал большой творческий коллектив конструкторов, инженеров, дизайнеров и испытателей завода: В. С. Соловьёв, Н. А. Юшманов, Г. А. Пономарёв, В. В. Гнетнев, П. Э. Сыркин, О. И. Пелюшенко, М. Мокеев, Б. Греков, а также Л. Д. Кальмансон, Б. С. Поспелов, Б. Б. Лебедев, Л. Э. Дуарте и другие.

Исходно проект разрабатывался под двумя девизами — «Чайка» и «Стрела», в итоге был избран первый.

Надо отметить, что в те же годы на московском Заводе имени Лихачёва разрабатывали и готовили к производству новый автомобиль высшего класса — ЗиЛ-111.

и т.д.