История создания ГАЗ-21 «Волга»

В ноябре 1953 года, начали работы над «Волгой». Ведущий конструктор проекта — Александр Михайлович Невзоров. «Волга» разрабатывалась  как замена устаревшей по мировым меркам легендарной «Победе». Дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев, большое влияние на разработку кузова оказали, выпускающиеся на тот момент автомобили «Ford» и «Chevrolet».
Строительство опытных образцов началось в 1954 году, сразу после утверждения дизайн-проекта. Они оснащались экспериментальным верхнеклапанным двигателем с полусферической камерой сгорания и цепным приводом распредвала. Для нового автомобиля были разработаны две коробки передач — автоматическая и механическая. Обе были трехступенчатыми. Главная передача сначала была не гипоидной, как на моделях, выпущенных после 1957-го года, а конусной. У автомобиля была независимая передняя подвеска с рычажными гидравлическими амортизаторами. Задняя, обычное дело, независимая на продольных полуэллиптических рессорах. Шины 6,70-15. С капота автомобиля взмывал хромированный олень. От него по центру капота к лобовому стеклу шел широкий молдинг. Облицовка радиатора с 10 вертикальными отверстиями. Задние фонари включали в себя габаритные огни, тормозные и указатели поворота – три в одном красном рассеивателе и фонарь заднего хода в стальном хромированном окладе. «Волги» стали оснащать трехдиапазонным радиоприемником в качестве стандартного оборудования. Исключение составляли модификации такси — «21А» (позже «21Т»). На такси вместо цельного переднего дивана ставили два раздельных кресла. Не было в этих модификациях и прикуривателя. Большие круглые часы с надписью в пол-окружности «Сделано в СССР» устанавливались на все версии автомобиля.
3 мая 1955 года состоялись первые испытания трех образцов «Волги», два автомобиля были оснащены автоматической трансмиссией и 1 механической. К примеру, автомобиль должен был пройти по маршруту Москва — крым и обратно, по следам своей предшественницы ГАЗ-20 «Победа», и должен был доказать, что сможет пройти там где прошла «Победа». Как оказалось, новый автомобиль даже превосходит свою предшественницу по проходимости.
Декабрь 1956 года, считается официально датой начала выпуска ГАЗ-21 «Волга».
Начиная с самых ранних прототипов, капот «Волги» украшала фигурка застывшего в динамичной позе оленя. Выбор этого животного в качестве эмблемы имел глубокие геральдические корни — олень издавна изображался на гербе Нижнего Новгорода. Стилизованная накапотная фигура имела традиционные для эмблем автомобилей в виде животных пропорции и позу.
Фигурка оленя имела некоторые различия в зависимости от года выпуска автомобиля, а среди рисованных изображений прототипов попадаются те, на которых олень изображен имеющим раздельные рога и более высокую степень детализации по сравнению с серийными.
На всех «Волгах» со штатным установленным «оленем» с завода, помимо самой статуэтки, на капоте имелся длинный литой продольный молдинг, являющийся скульптурным продолжением ног оленя, прозрачная (не красная) пластиковая подставка и так называемая «лодочка» — заострённая концевая часть молдинга, опоясывающая подставку. Но из-за травмоопасности фигурки ее сначала заменили на вытянутую каплю, а в 1962 году и совсем убрали, заменив на продольный молдинг из двух частей.
С начала серийного производства «Волги» выпускались в двух модификациях — М-21Б, и модификация для такси – М-21Г. Такси отличалась от базовой модели установленным вместо радиоприемника счетчиком, опознавательным зеленым фонарем и сиденьями, обитыми кожзаменителем типа текстовинит (базовая модель имела тканевую обивку с элементами автобима (тоже кожзаменитель), гамма обивки зависела от цвета кузова).
На автомобили устанавливался модернизированный нижнеклапанный «победовский» двигатель, расточенный до 2432 куб. см. мощностью 65л.с. Главная передача была спирально-конической.
Еще одним характерным отличительным элементом автомобилей именно этих, первых выпусков была отделочная рамка заднего окна. Этот элемент устанавливался на все модификации до 3-го квартала 1958-го года.
В мае 1957 года на «Волгу» начали устанавливать новый верхнеклапанный двигатель, созданный специально для нее. Одновременно начали установку задних мостов с гипоидной главной передачей. С введением этих новшеств завод изменил индекс базовой модификации на М-21В. Такси получили индекс М-21А.Тогда же начали производство модификации для экспорта с форсированным путем увеличения степени сжатия мотором. Ее индекс – М-21Д.
В 1958 году, в первые в отечественном автомобилестроение, было начато производство модификаций с автоматической трансмиссией . К сожалению, производство «Волг» с АКПП было прекращено в этом же году по причине отсутствия в стране условий обеспечения должного ухода за «автоматом». Всего было выпущено 700 автомобилей с АКПП.
Всего было выпущено 31000 ГАЗ-21 первого поколения.
В 1958 году был начат выпуск автомобилей второго поколения. с 16-тью вертикальными отверстиями в радиаторе. В этом же году автомобиль получил «Гран-при» на Брюсельсой выставке. В Англии этот автомобиль назвали «Танк в смокинге», а в Бельгии окрестили «Танком на колесах».
В 1962-м году, «Волга» становится автомобилем 60-х, для этого ей пришлось претерпеть небольшие косметические изменения. С бамперов исчезли клыки. Сами бамперы стали более изящными. Хромом теперь покрывали только верхнюю их часть, а нижнюю, фартук, красили в цвет кузова. Передний бампер в плане приобрел клиновидность. В облицовке радиатора вместо 16 широких отверстий появилось 36 узких. Задние фонари лишились стального оклада, их вместе с катафотом стали отливать из пластмассы. Новый фонарь освещения номерного знака на багажнике приобрел форму парящей чайки.
«Волга» практически не претерпела никаких изменений с 1964-го года вплоть до окончания производства.
Последний ГАЗ-21 «Волга» сошел с конвейера Горьковского автомобильного в 18 часов 40 минут 15 июля 1970-го года. Это была модификация 21УС цвета «антрацит». Всего за 13 с половиной лет было выпущено 638 875 автомобилей М (ГАЗ) – 21 и его модификаций.