История создания МЗМА «Москвич»

«Москвич 400»

«Москвич 400» — первый массовый автомобиль завода МЗМА, выпускавшийся с 1947 по 1954 год. Идея создания «Народного автомобиля» появилась в СССР еще в довоенное время. Было построено несколько автомобилей КИМ, однако массовое производство начать до войны не успели. В 1947 году в производство поступил «Москвич 400″ — первый советский массовый автомобиль. По сути это был немного измененный Opel Kadett K38, разработанный в 1938 году. Оборудование по производству шасси вывезли по репарации из Германии, а вот станки по производству кузовных штампов не сохранилось – пришлось создавать свои. Разнится информация о судьбе оригинальных чертежей автомобиля. В некоторых источниках утверждается, что они были утеряны во время войны, другие же утверждают что первый «Москвич» создавался как раз по немецким чертежам. В разработке автомобиля, принимали участие как советские, так и немецкие специалисты. Цена автомобиля в СССР начиналась, по разным данным, от 8000 до 9000 рублей. В послевоенной стране это были очень большие деньги и лишь единицы могли себе позволить купить личный автомобиль. Тем не менее, к началу 1950-х годов благосостояние народа СССР росло, и очереди на получение машины выстраивались на несколько лет вперед. Многие, заказывая «Москвич 400″, через несколько лет ожидания получали уже «Москвич 402″, правда, с доплатой.
За основу автомобиля была взята четырехдверная модификация Opel Kadett K38. Этот автомобиль очень приглянулся И.В Сталину и, согласно постановлению, в производство должна была пойти точная копия этой модели без серьезных изменений. Стоит отметить, что Opel Kadett K38 разрабатывался еще в довоенной Германии, в середине 1930 годов, поэтому к концу 1940-х его конструкция и дизайн заметно устарели. У Opel к тому времени уже появились более новые модели, которые можно было взять за основу. Но спорить с товарищем Сталиным никто не решился. Позднее последуют несколько проектов по модернизации и изменению внешности автомобиля, но все они сведутся к обновлению двигателей и отделке панелей кузова.
На разработку двигателя было затрачено немало сил. В виду того, в послевоенной Германии не сохранилась документация по выпуску оригинальных двигателей Opel, советским специалистам пришлось разрабатывать все заново. Модель получила четырехцилиндровый силовой агрегат мощностью 23 л.с. Он работал на низкосортном бензине А-66. Максимальная скорость составляла 90 км/ч при расходе 8 л /100 км.
«Москвич-400″ получил редкий в то время гидравлический привод тормозов, а также стеклоочиститель лобового стекла. Автомобиль с 1948 года поставлялся на экспорт в Финляндию, а позднее в Албанию, Польшу и Китай.

«Москвич 401″
«Москвич 401″ – модернизированная версия модели М-400. В серийное производство автомобиль пошел в 1954 году, а свой путь на конвейере завода МЗМА модель закончила в 1956-м. От своего предшественника модель отличалась немного измененными материалами отделки кузова и иными силовыми агрегатами.
На МЗМА существовали проекты по рестайлингу модели М-400, но они так и остались на стадии опытных экземпляров. Модель М-401 не претерпела практически никаких внешних изменений, кроме немного измененной отделки кузова и появления поворотников на передних крыльях.
Мотор являлся самым существенным отличием от модели «Москвич 400″. Мощность двигателя возросла на 3 л.с. и составила 26 л.с. Позднее на модель стали устанавливать двигатель от модели «Москвич 402″ мощностью 35 л.с.
«Москвич 402″
«Москвич 402″ является «сменщиком» модели 401 на конвейере МЗМА. Разработка автомобиля началась в 1950-х годах. В 1955 году были испытаны первые прототипы, а на конвейер автомобиль попал в 1956 году. Этот автомобиль является первой самостоятельной разработкой завода. Серийное производство модели продолжалось до 1958 года.
Дизайн автомобиля получился в духе времени. При желании можно проводить параллели со многими западными моделями, но вряд ли на заводе занимались копированием. С целью унификации и удешевления производства, к разработке дизайна машины привлекли специалистов с завода ГАЗ. В итоге дизайн серийной версии автомобиля немного напоминал уменьшенную копию «Волги ГАЗ 21″. С другой стороны можно было говорить, что советские автомобили получили свой узнаваемый стиль.
На первые прототипы устанавливался силовой агрегат мощностью 38 л.с. Серийные машины комплектовались двигателями мощностью 35 л.с. и рабочим объемом 1.3 литра.
По сравнению с моделью М-400 технологии шагнули далеко вперед. Автомобиль получил гнутые передние и задние стекла, телескопические амортизаторы и радиоприемник. Особенно следует отметить возможности трансформации салона модели — передние сидения откидывались, образуя двуспальную кровать. Кроме того, автомобиль пробовали использовать на службе в таксомоторных парках СССР, но конкуренции с более выносливыми моделями ГАЗ 21 машина не выдержала.

«Москвич 410»
«Москвич 410» — полноприводная модификация модели М-402. Серийно автомобиль производился с 1957 года, позднее, в 1968 году появилась его обновленная версия, базировавшаяся уже на узлах М-407. Он получила обозначение М-410Н и производилась до 1961 года. В середине 1950-х годов правительство СССР искало решение, при котором население страны может быть обеспечено проходимыми, но в тоже время экономичными автомобилями. Выход был найден в строительстве полноприводных версий уже имеющихся автомобилей. Разработка не занимала много времени, кроме того автомобили могли комплектоваться уже использующимися двигателями, что давало им необходимую экономичность в сравнении, например, с ГАЗ 69.
Автомобиль в целом сохранил внешность модели «Москвич 402″. Дорожный просвет был сильно увеличен и составлял 220мм. Машина также получила усиленный кузов и рычажные амортизаторы взамен телескопических.
В модели М-410 использовался двигатель номинальным объемом 1,3 литра и мощностью 35 л.с. от М-402. Максимальная скорость снизилась до 85 км/ч.
Модель М-410Н получила новый силовой агрегат от М-407 мощностью 45 л.с.
Рулевой механизм этой модели достался от ГАЗ-М20. Изначально предполагалась разработка автомобиля ГАЗ М73, как полноприводного автомобиля для бездорожья. Однако затем проект передали на МЗМА и он подвергся переработке.
В статье использованы материали из «Энциклопедии Советских автомобилей»